Автор: Кранах Лукас Год создания: 1509. Методы, техника: холст (перев.с дерева), масло 213х102 см.
Картина является первым на Севере Европы изображением античной богини
любви обнаженной ( до этого так изображали только Еву), а так же первым в
творчестве Кранаха живописным произведением на тему античной мифологии.
Увлечение идеями гуманизма, связь с традицией итальянского Возрождения
(постановка фигуры Венеры заимствована в искусстве Ботичелли),
сочетается со строгостью религиозной морали эпохи Реформации. Латинская
надпись предостерегает: "Всеми силами гони купидоново сладострастие,
иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера". Удлиненная фигура с
маленькой головой, своеобразная "текучесть" контура намечают канон,
характерный для более поздних работ художника.
"...Чем больше нам удастся побыть на солнце и в воде, тем
лучше! Ах, Фрид, как это чудесно, когда имеешь возможность сбросить с
себя все и подставить себя солнечным лучам! И подумай, я рассказала о
солнечных ваннах своей подруге, и она нашла это очень непристойным. В
самом деле, подобная порода людей еще существует".
(Э.М. Ремарк "Мансард снов") Нудизм в Коктебеле и его основатели"Натуризм"
(от английского слова "Nature" - природа) - течение в мировой
общественной культуре, существовавшее в той или иной форме на протяжении
всей истории человечества, но получившее свое научное и организационное
оформление только в конце 19 - начале 20 веков.
На XIV Международном
Конгрессе INF, прошедшем на самом крупном в мире натуристском курорте
"Cap d'Agde" (Франция), делегатами стран участниц 8 августа 1974 года
было принято следующее определение натуризма: "Натуризм - это образ
жизни в гармонии с природой, внешним проявлением которого является
обнаженность людей в обществе, с целью создания благоприятных условий
для уважения человеком самого себя, других людей и окружающей среды".
Натуристы Коктебель (нудисты) ... с этими словами в сознании обывателей обычно связано
нечто неприличное или даже запретное. В самом деле, ради чего это "они"
раздеваются?
В разные времена и в разных странах было различное
отношение к наготе. Как правило, в странах с кочевым образом жизни и
ведением натурального хозяйства нагота ассоциировалась с полной
незащищенностью человека перед силами природы, там надо было все носить с
собой. А если добавить сюда еще и невысокий уровень культуры
кочевников, не позволявший им принародно раздеваться, то вполне
становятся объяснимыми некоторые "премудрости" этих народов, откровенно
уводившие их от истины, например: "...всякий сможет вести себя прилично,
когда одет" и т.п.???
В античные времена нагота естественно
сочеталась с культурой духовного и физического развития общества. В этот
период зародилось движение "гимнософов" (мудрецов, живущих голыми).
Спартанские юноши и девушки считали за честь участвовать во всевозможных
празднествах и спортивных состязаниях голыми перед всем народом, и
никто при этом не испытывал искушения. "Чистые смотрели на чистых". О
нравственной чистоте древних греков свидетельствуют также сохранившиеся
на острове Крит фрески, на которых изображены знатные дамы и
простолюдинки с обнаженной грудью. Только в высоко цивилизованном
обществе люди могут позволить себе не бояться обнажаться принародно.
Во
II-IV веках н.э. существовало множество религиозных сект и течений,
которые неоднозначно воспринимали и трактовали богоданность наготы.
Подавляющее большинство из них резко осуждали и жестоко преследовали
человеческую наготу во всех ее видах и проявлениях.
Однако в религии имели место и прямо противоположные направления, одним из которых был
адамитизм. В память об еще безгрешных Адаме и Еве представители общины
адамитов собирались на свои встречи и богослужения в обнаженном виде.
Кстати, церковь адамитов существует в России и сегодня. Ее прихожане
собираются и снимают свои одежды "в подражание райской чистоте и для
доказательства воздержания от чувственности". По глубокому убеждению
Льва Мошинского, основателя церкви адамитов в России, в натуризме есть
все, чему учит Библия: любовь, милосердие, воздержание, великое единство
с сотворенным миром, а через это и с Творцом всего сущего!
Во
времена язычества на Руси нашим предкам доводилось обнажаться не только в
совместных банях или купальнях, но и в различных культовых ситуациях,
связанных, прежде всего, с традиционными народными обрядами и обычаями:
это и ритуальная вспашка первой борозды обнаженной женщиной, и, конечно
же, праздник "Ярилы" (ныне праздник "Ивана Купалы"). Кстати, этот
праздник имел большое практическое значение, т.к. совместные гуляния,
пляски и купания юношей и девушек в обнаженном виде, естественно
приводили и к любовным играм. Это были в своём роде первые дети натуристов зачатые в Ночь на Ивана Купала,
развивались в утробах молодых, здоровых матерей в самое благодатное
время года, полное солнечного света и витаминов. Рожденные в начале
весны, они продолжали развиваться под солнцем, а к началу их
самостоятельного питания подходило время нового урожая. Старославянское обряды, таким образом, не осуждали, а напротив, способствовали своими ритуалами и семьи натуристов естественно сливались с природой, и в этом не было ничего постыдного.
Во
времена мрачного средневековья с традиционными охотами на ведьм простые
люди не могли себе отказать, пожалуй, в единственном в то время
доступном для народа удовольствии - "понудить" в совместных банях или на
природе. И только при Людовике XIV (во Франции) и при Петре I (в
России) совместное мытье в банях семьям натуристов и простолюдинам было запрещено. Однако к
этому времени уже начали появляться первые общие купальни для знати.
В
качестве организованного и философски-оформленного течения, натуризм
начал формироваться в конце XIX века в Германии. Авторами первых трудов
по теории натуризма были немцы: Генрих Пудор ("Культ наготы") и Рихард
Унгевиттер ("Нагота"). Идеи авторов о близости к природе, здоровом
образе жизни, вегетарианстве, занятиях физкультурой, спортом,
специальными видами гимнастики и т.п. оказались настолько простыми,
естественными и доступными каждому человеку, что число сторонников
данного образа жизни стало постоянно увеличиваться, независимо от
географических, климатических, экологических и иных факторов,
непосредственно влияющих на жизнь и здоровье человека.
Однако
было бы ошибкой рассматривать семейный натуризм из-за простоты его идей как
возвращение человека к состоянию своей первобытности. Напротив, данное
культурно-массовое течение в обществе явилось по существу объективным и
закономерным итогом развития человеческой цивилизации, нового понимания
свободы и здорового образа жизни. Недаром среди последовательных и
убежденных сторонников натуризма так много интеллигенции, в том числе:
А.Эйнштейн, М.Ганди, А.Камю, Г.Гессе, Б.Шоу, Ф.Кафка, Ж-Л.Барро, М.Рено,
Р.Леонкавалло и другие.
В настоящее время натуризм является
одним из наиболее массовых культурно - оздоровительных движений в мире.
Численность организованных натуристов, объединенных под флагом ЮНЕСКО и
являющихся зарегистрированными членами официальных натуристских
организаций, составляет сегодня несколько сотен тысяч человек;
неорганизованных (не состоящих в натуристских клубах и объединениях, но
поддерживающих с ними контакты) - несколько миллионов человек; а людей,
которые в естественных условиях раздеваются (индивидуально или группами)
для удовлетворения своих личных оздоровительных, культурных или иных
потребностей - насчитывается свыше сотни миллионов человек.
В
1993 году, во Франции, федерации натуристов более 30 ведущих государств
мира (Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии,
Дании, Испании, Италии, Канады, Португалии, США и других), входящих в
состав Международной Федерации Натуристов (INF) при ЮНЕСКО, отметили две
знаменательные даты: 100-летие организованного натуризма и 40-летие
образования INF.
Тенденции в развитии отечественного натуризма
мало чем отличались от аналогичных процессов, происходивших в других
странах. В числе российских натуристов были виднейшие личности и
государственные деятели той эпохи: Л.Толстой, царь Николай II и его
семья, В.Ульянов-Ленин, Н.Крупская, А.Дункан, М.Волошин и другие. В
начале XX века в России были сделаны первые попытки легализации
эстетической наготы. Так, в 1907 году, известная танцовщица Айседора
Дункан впервые выступила на сцене театра полностью обнаженной. А в 1910
году известный русский поэт Максимилиан Волошин выпустил свою книгу
"Блики, Нагота", в которой пропагандировал идеи натуризма. Первоначально
эти идеи были поддержаны только творческой интеллигенцией и деятелями
культуры, которых М.Волошин приглашал к себе в гости в поселок Коктебель
(Крым). Постепенно на месте, где загорали и купались обнаженными
сначала друзья и соратники М.Волошина, а затем и все остальные,
организовался первый в России стихийный коктебельский нудистский пляж который,
несмотря ни на какие трудности и препятствия, дожил до наших дней.
Наступивший
в 30-е годы продолжительный период тоталитаризма и застоя приостановил
естественное и гармоничное развитие натуризма до середины 80-х годов.
S.Pb_9301a.jpg
(18427 bytes)Новый этап в развитии отечественного натуризма наступил
после 1985 года вместе с началом реформ и демократических перемен в
России. Здоровый образ жизни в гармонии с природой становится для сотен и
тысяч российских граждан непременным условием их физического и
духовного возрождения. Однако, реализовать соответствующие цели и задачи
в России возможно только на основе создания на местах, с последующей
регистрацией в органах юстиции, клубов и организаций семей натуристов. Главным
событием уходящего столетия, завершившим переходный (с 1985 по 1995
гг.) период возрождения и становления натуризма в России, безусловно,
явилась регистрация в апреле 1995 года Министерством юстиции Российской
Федерации - Ассоциации натуристов "Телорд" (Тело, Разум, Душа). В лице
своей первой официальной межрегиональной общественной организации
натуристов государство, тем самым, легализовало на территории России
натуризм, как общественно-значимое движение, наделив при этом АН
"Телорд" правом осуществлять свою деятельность и открывать отделения
(филиалы, представительства) на территории всей страны, а также
представлять интересы российских натуристов за рубежом.
Каковы
перспективы развития натуризма в третьем тысячелетии? Это, прежде всего,
неуклонный рост числа его сторонников не по убеждению, а по принципу:
"Отдыхать и находиться без одежды там, где это возможно, гораздо
естественнее и удобнее, чем в одежде!" Кроме того, на численность
натуристов будет также активно влиять внутренняя предрасположенность
воспитанных без пуританских комплексов людей сделать свободный выбор
между "текстильным" (в купальниках и плавках) и нудистским (без одежды)
отдыхом. У "текстильщиков", по понятным причинам, возможность такого
выбора отсутствует. Поэтому натуризм в третьем тысячелетии будет
становиться все более естественной, а не надуманной потребностью
человека в обнаженном отдыхе. Всякая абстрактная философия будет все
больше уступать место конкретным формам культуры, комфорта и "трезвой"
оценки людьми стоимости своего пребывания в костюмах Адама и Евы. Чем
больше и чаще в своей жизни и в соответствующей обстановке люди будут
раздеваться, тем меньше и реже им придется что-то скрывать друг от
друга, тем сильнее и последовательнее будут укрепляться позитивные
изменения в сознании общества и органов власти.
Авторы статьи: Сергей Митюшин Алексей Мамаев Нудизм в Коктебеле смогут ли прикрыть
Источник: http://telord@orc.ru |